Описаны тревожные сигналы, которые могут указывать на какие-либо задержки развития. Список разбит на несколько категорий (тонкая моторика, крупная моторика, социальные/эмоциональные аспекты и т.д.). Список поможет определить, когда ребёнку требуется раннее вмешательство или развивающие занятия.

Следует учитывать, что каждый ребёнок развивается в своём темпе и приобретает необходимые навыки по-разному. Если ребёнок должен иметь 25 навыков к возрасту 18 месяцев, то отсутствие 1-2 навыков не обязательно означает, что у малыша проблемы. Однако родители ребенка должны уметь распознавать проблемы, требующие вмешательства.

1. Крупная моторика

Мой ребёнок:

  • 1.1. Не переворачивается на живот к 7 месяцам
  • 1.2. Не поднимается на ручках, не поднимает голову и плечевой пояс, лежа на животе, к 8 месяцам
  • 1.3. Не может самостоятельно сидеть к 10 месяцам
  • 1.4. Не ползает (по-пластунски, на животе) к 10 месяцам
  • 1.5. Не ползает (на четвереньках) к 12 месяцам
  • 1.6. Не может прямо сидеть в детском стульчике к 12 месяцам
  • 1.7. Не подтягивается, чтобы встать, к 12 месяцам
  • 1.8. Не может самостоятельно стоять к 14 месяцам
  • 1.9. Не может ходить к 18 месяцам
  • 1.10. Не прыгает к 30 месяцам
  • 1.11. Не может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице к 30 месяцам
  • 1.12. Опирается руками на тело, чтобы встать
  • 1.13. Ходит только на носках, полностью не встаёт на ступню
  • 1.14. Часто падает/спотыкается без явных причин
  • 1.15. Продолжает ставить ноги носками внутрь к 2 годам
  • 1.16. Необычно ползает

2. Тонкая моторика

Мой ребёнок:

  • 2.1. Часто держит руки в кулачках после 6 месяцев
  • 2.2. Не поднимает обе руки к срединной линии (центру тела) к 10 месяцам
  • 2.3. Не сталкивает объекты к 10 месяцам
  • 2.4. Не хлопает в ладоши к 12 месяцам
  • 2.5. Не выпускает вещи из рук намеренно к 12 месяцам
  • 2.6. Не может наклонить и удерживать бутылочку самостоятельно и поднимать ее, не ложась, к 12 месяцам
  • 2.7. К 18 месяцам продолжает хватать карандаш всей рукой
  • 2.8. Не использует захват большим и указательным пальцами к 18 месяцам
  • 2.9. Не имитирует рисование вертикальной линии к 24 месяцам
  • 2.10. Не может работать ножницами к 30 месяцам
  • 2.11. Использует только одну руку, чтобы выполнить задания
  • 2.12. Не может двигать/разжать пальцы на одной руке
  • 2.13. Пускает слюни при выполнении заданий, требующих высокой концентрации внимания
  • 2.14. Совершает нескоординированные или порывистые движения при выполнении действий
  • 2.15. Делает штрихи карандашом либо слишком жирные, либо слишком лёгкие, невидимые

3. Когнитивные способности

Мой ребенок:

  • 3.1.Не имитирует движения тела на кукле к 15 месяцам (поцеловать куклу, покормить куклу);
  • 3.2. Не может рассортировать два набора предметов по группам к 27 месяцам (например, кубики – в один контейнер, солдатики – в другой);
  • 3.3. Не может повторить действие по памяти к 27 месяцам (например, показать, как чистить зубы);
  • 3.4. Не может рассортировать два набора объектов по цвету к 31 месяцу;
  • 3.5. Нспытывает трудности с решением задач во время игр, по сравнению со  сверстниками;
  • 3.6. Не замечает изменений в окружении и распорядке дня.

4. Сенсорная информация

 Мой ребенок:

  • 4.1. Очень беспокойно себя ведёт, всё время ходит, очень мало внимания уделяет выполнению заданий
  • 4.2. Часто бывает вялым и пассивным (как будто устал), медленно реагирует всё время, даже после сна)
  • 4.3. Избирателен в еде
  • 4.4. Не замечает боли (не плачет, не пугается, не показывает никакой реакции на повреждение)
  • 4.5. Боится качаться/двигательной активности; не любит быть  перевёрнутым вверх ногами
  • 4.6. С трудом учится новым движениям (планирование моторных функций)
  • 4.7. Тяжело успокаивается
  • 4.8. Постоянно находится в движении, даже когда сидит
  • 4.9. Не имеет совсем или имеет слабый зрительный контакт
  • 4.10. Часто прыгает и/или специально падает на пол/ударяется о предметы
  • 4.11. Ищет возможность упасть, не заботясь о собственной безопасности или безопасности других
  • 4.12. Постоянно дотрагивается до всего, что видит, включая других детей
  • 4.13. Имеет сниженный тонус (вялое тело, как тряпка)
  • 4.14. С трудом переключается с занятия на занятие или с места на место
  • 4.15. Чрезмерно расстраивается при изменении привычного порядка вещей
  • 4.16. Не любит купание и гигиенические процедуры (чистка зубов, причесывание волос, стрижка волос, ногтей)
  • 4.17. Боится/испытывает отвращение/избегает трогать такие объекты и предметы как трава, песок, ковер, краска, пластилин и т.д.

5. Зрение

Мой ребёнок:

  • 5.1. Не имеет зрительного контакта с другими детьми или держит предметы на расстоянии ближе 7-10 см от одного или обоих глаз
  • 5.2. Не тянется к близко расположенному объекту

6. Слух

Мой ребёнок:

  • 6.1. Не откликается на голос знакомых ему людей
  • 6.2. Не реагирует на звук колокольчика или других предметов, издающих звуки
  • 6.3. Не реагирует должным образом на шумы разной громкости
  • 6.4. Не лепечет

7. Навыки самообслуживания

Мой ребёнок:

  • 7.1. Испытывает трудности с откусыванием и/или разжевыванием пищи
  • 7.2. Долго жует и/или глотает
  • 7.3. Регулярно закашливается/давится во время или после еды
  • 7.4. Изменяет голос во время/после еды (т.е. издаёт булькающие звуки или  похрипывает при разговоре)
  • 7.5. С трудом переходит от одного этапа приёма пищи к другому
  • 7.6. Не ест самостоятельно, беря еду пальцами, к 14 месяцам
  • 7.7. Не пытается использовать ложку к 15 месяцам
  • 7.8. Не берет в руки и не пьёт из обычной открытой чашки к 15 месяцам
  • 7.9. Не может снять шапку, носки или рукавички по просьбе к 15 месяцам
  • 7.10. Не может самостоятельно помыть руки или лицо к 19 месяцам
  • 7.11. Не помогает одевать себя (за исключением застёжек на одежде) к 22 месяцам
  • 7.12. Не может расстегивать крупные пуговицы, кнопки и шнурки к 34 месяцам

8. Социальные/эмоциональные/игровые навыки

Мой ребёнок:

  • 8.1. Не улыбается в возрасте 4 месяца
  • 8.2. Не поддерживает зрительный контакт, выполняя какие-либо действия или общаясь со сверстниками и/или взрослыми
  • 8.3. Не предпринимает действий для завоевания социального внимания к 12 месяцам
  • 8.4. Не имитирует чужие действия и движения к 24 месяцам
  • 8.5. Не играет в ролевые игры к 24 месяцам
  • 8.6. Не демонстрирует навыки правильной игры с объектом (т.е. вместо того, чтобы вынимать предметы из контейнера, оставляет их в контейнере и перебирает их пальчиками)
  • 8.7. Фиксирует внимание на качающихся и вращающихся предметах (например, волчок, игрушки, машинки)
  • 8.8. Пытается крутить предметы, которые обычно не крутятся
  • 8.9. Испытывает большие трудности с выполнением заданий
  • 8.10. Чрезмерно расстраивается при смене или переходе от одной активности к другой
Территория речи – 2018
Разработка сайта Wedal
В начало