Данный список вопросов предназначен помочь родителям и специалистам, взаимодействующим с детьми, в определении конкретных признаков дисфункции обработки сенсорной информации.

 

Тактильные ощущения. Информация от кожных рецепторов о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волосков на коже.

Признаки тактильной дисфункции

 

1. Гиперчувствительность к прикосновению (защитное поведение по отношению к тактильным стимулам)

  • 1.1. Испытывает страх, тревогу или агрессию при лёгком или неожиданном прикосновении
  • 1.2. В младенческом возрасте не любил/не любит, когда берут на руки или крепко обнимают: может выгибаться, кричать и вырываться
  • 1.3. Болезненно реагирует на смену подгузника/необходимость смены подгузника
  • 1.4. Боится или избегает находиться в непосредственной близости от других людей или детей (особенно в очередях)
  • 1.5. Пугается, если до него/неё дотрагивается кто-то/что-то, кого/что он/она не видит (например, сзади или когда находится под одеялом)
  • 1.6. Не любит, когда расчёсывают волосы. Может быть крайне придирчив(а) к типу расчески
  • 1.7. Не любит мятые простыни (т.е. старые, в складках)
  • 1.8. Избегает групповых взаимодействий из-за страха чужих неожиданных прикосновений
  • 1.9. Противится дружелюбным или ласковым прикосновениям от кого бы то ни было, кроме родителей и родных братьев/сестёр (а иногда и включая их!)
  • 1.10. Не любит чужие поцелуи, вытирает место поцелуя. Предпочитает обниматься
  • 1.11. Воспринимает как пытку капли дождя, воду из душа или дуновение ветра по коже , что приводит к нежелательным реакциям или к попыткам избежать данное воздействие
  • 1.12. Выдаёт гиперреакцию при лёгких порезах, царапинах или укусах животных
  • 1.13. Избегает прикосновения к некоторым видам материалов (одеяла, коврики, чучела животных)
  • 1.14. Отказывается носить новую или жёсткую одежду, одежду из грубой ткани (водолазки, джинсы, головные уборы или ремни и т.д.)
  • 1.15. Избегает игр с участием рук
  • 1.16. Избегает/не любит/испытывает отвращение к «грязным играм», например, в песок, глину, воду, клей, блеск, пластилин, слизь, крем для бритья/мыльные пузыри и т.д.
  • 1.17. Не любит, когда грязные руки, часто вытирает или моет их
  • 1.18. Чрезмерно боится щекотки
  • 1.19. Раздражают швы на носках, из-за чего может отказываться носить их
  • 1.20. Раздражает трение одежды о кожу, может захотеть носить шорты и футболки круглый год. Маленькие дети могут предпочитать оставаться голыми и всё время стягивают с себя одежду и подгузники
  • 1.21. Носит рубашки с длинными рукавами и длинные брюки круглый год, чтобы не оставлять кожу открытой внешним воздействиям
  • 1.22. Не любит, когда моют лицо
  • 1.23. Не любит, когда стригут волосы или ногти на ногах и на руках
  • 1.24. Сопротивляется чистке зубов и ужасно боится стоматолога
  • 1.25. Капризничает в еде, ест только еду определенного вкуса и консистенции, избегает пищи со смешанной текстурой, избегает приёма холодной и горячей пищи, не любит пробовать новую пищу;
  • 1.26. Отказывается ходить босиком по траве или песку
  • 1.27. Ходит только на цыпочках

 

2. Пониженная тактильная чувствительность (гипочувствительность)

  • 2.1. Сстремится дотрагиваться, дотрагивается до всего и всех
  • 2.2. Чувствует чужое прикосновение, только если оно происходит с повышенной силой
  • 2.3. Не реагирует на повреждения (например, порезы или синяки), при этом не боится уколов (даже может говорить, что любит уколы!)
  • 2.4. Может не осознавать свои грязные руки или лицо или не чувствовать насморка
  • 2.5. Может проявлять самоагрессию: щипаться, кусаться или биться головой о стену
  • 2.6. Часто берёт разные предметы в рот
  • 2.7. Часто делает больно другим детям или животным во время игры
  • 2.8. Часто трогает успокаивающие себя поверхности или объекты (например, одеяло)
  • 2.9. Иищет контакта с поверхностями и материалами, обеспечивающими мощное тактильное взаимодействие
  • 2.10. Очень любит и стремится к играм, подразумевающим возню
  • 2.11. Любит вибрации или мощные сенсорные воздействия
  • 2.12. Предпочитает и просит чересчур острую, сладкую, кислую или солёную пищу

 

3. Слабое тактильное восприятие и различение

  • 3.1. Имеет трудности с мелкой моторикой (застегивание пуговиц, молний, застёжек)
  • 3.2. Может не уметь определять с закрытыми глазами, до какой части его/её тела дотронулись
  • 3.3. Может бояться темноты
  • 3.4. Неаккуратно одевается: выглядит неопрятным, не замечает, что штаны перекрутились, рубашка вылезла из-под брюк, на ботинках развязались шнурки, одна штанина поднята, а другая нет и т.д.
  • 3.5. Испытывает трудности при работе с ножницами, карандашами или столовыми приборами
  • 3.6. Продолжает брать предметы в рот для исследования даже в возрасте старше 2 лет
  • 3.7. С трудом определяет физические характеристики объектов, форму, размер, текстуру, температуру, массу и т.д.
  • 3.8. Не узнаёт объекты на ощупь. Нуждается в зрительном контакте, например, чтобы достать нужную вещь из рюкзака или парты

 

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве

Признаки вестибулярной дисфункции

 

1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)

  • 1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
  • 1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
  • 1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
  • 1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
  • 1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
  • 1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
  • 1.7. Боится отрывать ноги от земли
  • 1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
  • 1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
  • 1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
  • 1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
  • 1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
  • 1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
  • 1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
  • 1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
  • 1.16. Избегает быстрых или вращательных движений

 

2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)

  • 2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
  • 2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
  • 2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
  • 2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
  • 2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
  • 2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
  • 2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
  • 2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
  • 2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
  • 2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
  • 2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)

 

3. Слабый мышечный тонус и/или координации

  • 3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
  • 3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
  • 3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
  • 3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
  • 3.5. Быстро устаёт
  • 3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
  • 3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
  • 3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
  • 3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
  • 3.10. Не ползал в младенчестве
  • 3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
  • 3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
  • 3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
  • 3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д.  Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
  • 3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
  • 3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для  перешагивания через препятствие
  • 3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные  движения

 

Проприоцептивные чувства: информация от мышц и суставов о положении тела, массе тела, давлении, растягивании, движении и изменении положения тела в пространстве

Признаки проприоцептивной дисфункции

 

1. Поведение, направленное на поиск сенсорных контактов

  • 1.1. Старается прыгать, сталкиваться, разрушать что-либо
  • 1.2. Топает во время ходьбы
  • 1.3. Стучит ногами по столу или по стулу, сидя за партой/столом
  • 1.4. Кусает или сосёт пальцы и/или часто хрустит костяшками
  • 1.5. Любит быть плотно укутанным в одно или несколько тяжёлых одеял, особенно перед сном
  • 1.6. Предпочитает максимально тесную одежду (максимально сильно затягивает ремни, капюшон, шнурки)
  • 1.7. Любит/с энтузиазмом относится к играм, предполагающим хлопающие звуки
  • 1.8. Любит обниматься
  • 1.9. Слишком сильно стучит игрушками или предметами
  • 1.10. Любит «шумные», энергичные игры/возню
  • 1.11. Часто нарочно падает на пол
  • 1.12. Может часами прыгать на батуте
  • 1.13. В течение дня скрипит зубами
  • 1.14. Любит толкать/тянуть/тащить вещи
  • 1.15. Любит прыгать с мебели или высоких мест
  • 1.16. Часто ударяет, толкает, пихает других детей
  • 1.17. Грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.

 

2. Испытывает трудности с «дифференциацией движений»

  • 2.1. Неправильно оценивает степень сокращения и растягивания мышц при выполнении заданий/действий (например, при продевании рук в рукава рубашки или при подъёме)
  • 2.2. Не контролирует степень давления при письме/рисовании получает либо слишком бледный рисунок, либо от усилия ломает карандаш
  • 2.3. Письменные работы делает неопрятно, часто рвёт бумагу до дыр, стирая ластиком ошибки
  • 2.4. Постоянно ломает предметы и игрушки
  • 2.5. Неправильно оценивает массу предмета (например, стакана сока), который поднимает со слишком большим усилием, из-за чего сок проливается, либо со слишком слабым усилием, жалуясь на то, что предмет слишком тяжёлый
  • 2.6. Путает «тяжёлое» и «лёгкое». Держа два предмета, может не понимать, какой из них тяжелее
  • 2.7. Делает всё со слишком большими усилиями: хлопает дверями, слишком сильно нажимает на вещи, захлопывает крышки
  • 2.8. Играет с животными, прилагая слишком большую силу, зачастую причиняя им боль

 

Признаки слуховой дисфункции: (при отсутствии диагностированной проблемы со слухом)

 

1. Гиперчувствительность к звукам (слуховое защитное поведение)

  • 1.1. Отвлекается на звуки, которых остальные обычно не замечают (например, гудение холодильника, вентилятора, нагревательного прибора, тиканье часов)
  • 1.2. Пугается звука смываемой воды в унитазе (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа ботинок, лая собак
  • 1.3. Пугается или отвлекается на громкие или неожиданные звуки
  • 1.4. Беспокоится/отвлекается на фоновые шумы окружающего мира  (например, звуки сенокосилки или стройки за окном)
  • 1.5. Часто просит людей вести себя потише: не шуметь, прекратить говорить, петь
  • 1.6. Убегает, кричит и/или закрывает уши руками при громких или неожиданных звуках
  • 1.7. Может отказываться посещать кинотеатры, парады, катки, музыкальные концерты и т.д.
  • 1.8. Решает, нравится ли ему тот или иной человек, по звуку его голоса

 

2. Ослабленная чувствительность к звукам (пониженная чувствительность)

  • 2.1. Часто не отвечает на речевые обращения или не откликается на имя
  • 2.2. Любит очень громко включать музыку или ТВ; кажется, что «шумит ради шума»
  • 2.3. С трудом понимает или вспоминает сказанное
  • 2.4. Не замечает некоторых звуков
  • 2.5. Не уверен в том, откуда взялся звук
  • 2.6. Разговаривает сам с собой, выполняя задание, часто вслух
  • 2.7. В младенчестве произносил мало звуков, отсутствовал лепет
  • 2.8. Вынуждает других часто повторять указания, часто переспрашивает

 

Признаки нарушения оральной (связанной со ртом) восприимчивости

 

1. Гиперчувствительность к оральным сигналам (оральное защитное поведение)

  • 1.1. Капризен в еде, часто имеет экстремальные пищевые предпочтения (например, предпочитает ограниченный набор продуктов, только определенные сорта, наименования, отказывается от проб новой пищи, не ест в гостях)
  • 1.2. Ест только «мягкую» пищу в форме пюре после 2-летнего возраста
  • 1.3. Давится твёрдой пищей
  • 1.4. Испытывает трудности с сосанием, жеванием и глотанием, может давиться или испытывать боязнь подавиться
  • 1.5. Не желает/отказывается/очень боится посещения стоматолога или лечения зубов
  • 1.6. Может есть только горячую или только холодную пищу
  • 1.7. Отказывается облизывать конверты, марки или наклейки из-за неприятного вкуса
  • 1.8. Не любит или жалуется на зубную пасту или ополаскиватель для рта
  • 1.9. Избегает приправленных, острых, сладких или солёных блюд, предпочитает простую пищу

 

2. Сниженная чувствительность к оральным сигналам (пониженная чувствительность)

  • 2.1. Может лизать, пробовать или жевать несъедобные объекты
  • 2.2. Предпочитает пищу с сильным вкусом (например, слишком острую, сладкую, кислую или солёную)
  • 2.3. Испытывает избыточное слюноотделение после прорезывания зубов
  • 2.4. Часто жуёт волосы, одежду или пальцы
  • 2.5. Постоянно берёт всё в рот после выхода из младенческого возраста
  • 2.6. Ведёт себя так, будто любая пища имеет одинаковый вкус
  • 2.7. Всегда добавляет к пище слишком много приправ или соусов
  • 2.8. Любит вибрирующие зубные щётки и даже походы к зубному врачу

 

Признаки обонятельной дисфункции (запахи)

 

1. Гиперчувствительность к запахам (повышенная чувствительность)

  • 1.1. Отрицательно реагирует или не любит запахи, которые чаще всего не беспокоят или незаметны для других людей
  • 1.2. Говорит другим людям (или разговаривает с ними) о том, как от них плохо или необычно пахнет
  • 1.3. Отказывается принимать какую-либо пищу из-за запаха
  • 1.4. Испытывает отвращение и/или тошноту от запахов в туалете
  • 1.5. Испытывает беспокойство/раздражение от запаха духов или одеколона, бытовых запахов, запахов готовящейся пищи
  • 1.6. Может из-за неприятных запахов отказаться играть в гостях
  • 1.7. Определяет, нравится ли ему/ей новой место или кто-либо по запаху

 

2. Пониженная чувствительность к запахам

  • 2.1. С трудом отличает, не замечает или игнорирует неприятные запахи
  • 2.2. Может выпить или съесть что-либо ядовитое, потому что не замечает неприятного запаха
  • 2.3. Не может определять запахи по тестовым полоскам
  • 2.4. Не замечает запахов, на которые обычно жалуются другие
  • 2.5. Очень внимательно принюхивается при знакомстве с новыми местами, людьми или предметами

 

Признаки дисфункции обработки визуальной информации (в отсутствие диагностированного нарушения зрения)

 

1. Гиперчувствительность к зрительным сигналам (повышенная чувствительность)

  • 1.1. Чувствителен к яркому свету, косит глазами, закрывает глаза рукой, плачет и/или испытывает неудобство от света
  • 1.2. С трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает, в течение необходимого срока
  • 1.3. Легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении движение, мебель, игрушки, окна, двери и т.д.
  • 1.4. С трудом находится в ярких красочных комнатах или в полутёмных помещениях
  • 1.5. Трёт глаза, глаза слезятся, болит голова после чтения или просмотра телепередач
  • 1.6. Избегает контакта с чужим взглядом
  • 1.7. Любит играть в темноте

 

2. Пониженная чувствительность к зрительным сигналам (сниженная чувствительность или трудность с отслеживанием, различением или восприятием)

  • 2.1. С трудом различает похожие напечатанные буквы или цифры, например, Л и П, С и О,  квадрат и четырёхугольник
  • 2.2. С трудом видит «полную картинку», т.е. фокусируется на деталях или узорах
  • 2.3. С трудом находит нужные предметы среди других, т.е. бумаги на столе, вещи в ящике шкафа, продукты на полке магазина, игрушки в корзине
  • 2.4. Часто теряет место, на котором закончил переписывать текст из книги или с доски
  • 2.5. С трудом контролирует движения глаз при отслеживании движущихся объектов
  • 2.6. С трудом различает цвета, формы и размеры
  • 2.7. Часто теряет место, на котором закончил чтение или решение  математических задач
  • 2.8. При переписывании меняет местами буквы в словах или читает слова задом наперед, например, «нос» вместо «сон», «он» вместо «но» после первого класса
  • 2.9. Жалуется на «двоение в глазах»
  • 2.10. С трудом находит различия на картинках, в словах, символах или объектах
  • 2.11. Не выдерживает постоянных интервалов между словами и размер букв при письме и/или выстраивании в ряд цифр при решении математических задач
  • 2.12. Испытывает трудности при решении картинок-загадок, копировании форм и/или вырезании/отслеживании по линии
  • 2.13. Имеет склонность косо располагать текст на странице (строки вниз или вверх)
  • 2.14. Путает право и лево
  • 2.15. Легко устаёт от учёбы
  • 2.16. Испытывает трудности с пространственными связями, может натыкаться на объекты/людей или ступать мимо ступенек

 

Нарушение функции слуха обработки языковой информации

  • 1. Не может распознать источник звука
  • 2. С трудом узнаёт голоса людей
  • 3. С трудом различает звуки/слова (например, «пол» и «кол»)
  • 4. С трудом абстрагируется от других звуков, прислушиваясь к говорящему
  • 5. Раздражается громкими внезапными металлическими или высокими  звуками
  • 6. С трудом слушает, понимает и вспоминает, что говорится или читается, часто просит повторить указания и может понять или следовать не более чем двум последовательным указаниям одновременно
  • 7. Обращается к другим за подтверждением, прежде чем дать ответ
  • 8. С трудом формулирует мысли (устно или на письме)
  • 9. Часто говорит не вовремя или «не по теме»
  • 10. Если бывает не понят, с трудом может переформулировать мысль, при этом может расстроиться, рассердиться или прекратить попытки
  • 11. Имеет трудности с чтением, особенно вслух (может также страдать дислексией)
  • 12. Имеет трудности с артикуляцией и чёткостью произношения
  • 13. Зачастую улучшает способность говорить после интенсивной двигательной активности

 

Социальные, эмоциональные, игровые нарушения и дисфункция саморегуляции

 

1.   Социальные трудности

  • 1.1. Испытывает трудности при общении со сверстниками
  • 1.2. Играм с другими людьми предпочитает игры в одиночку с игрушками или предметами
  • 1.3. Трудно взаимодействует со взрослыми, трудно ведёт «осмысленный» диалог
  • 1.4. Испытывает самоагрессию или агрессию по отношению к другим
  • 1.5. Доставляет трудности другим в интерпретации своих сигналов, потребностей и эмоций
  • 1.6. Не стремится к контакту со знакомыми людьми

 

2.   Эмоциональные трудности

  • 2.1. С трудом воспринимает изменение сложившегося порядка (вплоть до вспышек гнева)
  • 2.2. Легко расстраивается
  • 2.3. Часто действует импульсивно
  • 2.4. Лучше всего ведёт себя в мини-группе или при индивидуальном общении
  • 2.5. Переживает изменчивое настроение, частые истерики и вспышки гнева
  • 2.6. Предпочитает играть в стороне, подальше от группы или просто наблюдать за играми
  • 2.7. Избегает зрительного контакта
  • 2.8. Испытывает трудности с озвучиванием собственных потребностей

 

3. Игровые

  • 3.1. Испытывает трудности с имитирующими играми (после возраста 10 месяцев)
  • 3.2. Бесцельно бродит, не занимаясь целенаправленной игрой и не исследуя пространство (старше 15 месяцев)
  • 3.3. Испытывает потребность в помощи взрослого для игры. С трудом  играет в одиночку (старше 18 месяцев)
  • 3.4. Часами занимается одним и тем же делом (например, выстраивает в ряд машинки, кубики, смотрит один и тот же мультфильм много раз и т.д.)

 

4. Проблемы с саморегуляцией

  • 4.1. Чрезмерная раздражительность, нервозность или колики в младенческом возрасте
  • 4.2. Не успокаивается при помощи соски, успокаивающего объекта или на руках у мамы
  • 4.3. Всё время просыпается в плохом настроении
  • 4.4. Требует много усилий со стороны мамы (или иного лица, осуществляющего уход) для того, чтобы уснуть (например, поглаживание по спине, по голове, укачивание, длинные прогулки, поездки в машине)

 

5. Внутренняя регуляция (интероцептивные ощущения)

  • 5.1. Ощущает жар или холод быстрее, чем другие в аналогичной обстановке, никогда не жалуется на жару или холод
  • 5.2. Испытывает трудности при экстремальных температурных условиях или при переходе от одной крайности к другой (например, зимой, летом, выход из прохладного помещения на жару, из отапливаемого на холод)
  • 5.3. Слишком быстро или слишком медленно дышит, не может переключиться с одного типа дыхания на другой в случаях, когда это требуется организму
  • 5.4. Слишком быстрое или слишком медленное сердцебиение относительно фактических нагрузок
  • 5.5. Дыхание и сердцебиение успокаиваются во время или после физической нагрузки или испуге медленнее, чем ожидалось
  • 5.6. Резкие/частые перепады настроения (от рассерженного до довольного) в течение дня без видимой причины
  • 5.7. Непредсказуемое состояние возбуждения или неспособность контролировать степень возбуждения (быстрый перепад от чрезмерной возбужденности к вялости, неустойчивость состояния между обоими состояниями, переход от гиперстимуляции к гипостимуляции за несколько часов или дней, в зависимости от вида действий, обстановки и т.д.)
  • 5.8. Частые запоры или диарея, смешанный стул в течение одного или нескольких дней
  • 5.9. Трудности при привыкании к горшку, непонимание того, когда хочет в туалет (т.е. не чувствует наполнения мочевого пузыря или позывов к дефекации)
  • 5.10. Неспособность регулировать жажду: всегда хочет пить, никогда не хочет пить, ощущения меняются то в одну, то в другую сторону
  • 5.11. Неспособность регулировать голод: всё время ест, никогда не хочет есть, не чувствует насыщения/голода
  • 5.12. Неспособность регулировать аппетит и/или постоянное чувство голода. Но, сделав «два укуса», чувствует, что наелся, а потом опять чувствует голод (склонность к нарушениям питания и /или плохому росту)
Территория речи – 2018
Разработка сайта Wedal
В начало