Данный список вопросов предназначен помочь родителям и специалистам, взаимодействующим с детьми, в определении конкретных признаков дисфункции обработки сенсорной информации.

 

Тактильные ощущения. Информация от кожных рецепторов о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волосков на коже.

Признаки тактильной дисфункции

 

1. Гиперчувствительность к прикосновению (защитное поведение по отношению к тактильным стимулам)

  • 1.1. Испытывает страх, тревогу или агрессию при лёгком или неожиданном прикосновении
  • 1.2. В младенческом возрасте не любил/не любит, когда берут на руки или крепко обнимают: может выгибаться, кричать и вырываться
  • 1.3. Болезненно реагирует на смену подгузника/необходимость смены подгузника
  • 1.4. Боится или избегает находиться в непосредственной близости от других людей или детей (особенно в очередях)
  • 1.5. Пугается, если до него/неё дотрагивается кто-то/что-то, кого/что он/она не видит (например, сзади или когда находится под одеялом)
  • 1.6. Не любит, когда расчёсывают волосы. Может быть крайне придирчив(а) к типу расчески
  • 1.7. Не любит мятые простыни (т.е. старые, в складках)
  • 1.8. Избегает групповых взаимодействий из-за страха чужих неожиданных прикосновений
  • 1.9. Противится дружелюбным или ласковым прикосновениям от кого бы то ни было, кроме родителей и родных братьев/сестёр (а иногда и включая их!)
  • 1.10. Не любит чужие поцелуи, вытирает место поцелуя. Предпочитает обниматься
  • 1.11. Воспринимает как пытку капли дождя, воду из душа или дуновение ветра по коже , что приводит к нежелательным реакциям или к попыткам избежать данное воздействие
  • 1.12. Выдаёт гиперреакцию при лёгких порезах, царапинах или укусах животных
  • 1.13. Избегает прикосновения к некоторым видам материалов (одеяла, коврики, чучела животных)
  • 1.14. Отказывается носить новую или жёсткую одежду, одежду из грубой ткани (водолазки, джинсы, головные уборы или ремни и т.д.)
  • 1.15. Избегает игр с участием рук
  • 1.16. Избегает/не любит/испытывает отвращение к «грязным играм», например, в песок, глину, воду, клей, блеск, пластилин, слизь, крем для бритья/мыльные пузыри и т.д.
  • 1.17. Не любит, когда грязные руки, часто вытирает или моет их
  • 1.18. Чрезмерно боится щекотки
  • 1.19. Раздражают швы на носках, из-за чего может отказываться носить их
  • 1.20. Раздражает трение одежды о кожу, может захотеть носить шорты и футболки круглый год. Маленькие дети могут предпочитать оставаться голыми и всё время стягивают с себя одежду и подгузники
  • 1.21. Носит рубашки с длинными рукавами и длинные брюки круглый год, чтобы не оставлять кожу открытой внешним воздействиям
  • 1.22. Не любит, когда моют лицо
  • 1.23. Не любит, когда стригут волосы или ногти на ногах и на руках
  • 1.24. Сопротивляется чистке зубов и ужасно боится стоматолога
  • 1.25. Капризничает в еде, ест только еду определенного вкуса и консистенции, избегает пищи со смешанной текстурой, избегает приёма холодной и горячей пищи, не любит пробовать новую пищу;
  • 1.26. Отказывается ходить босиком по траве или песку
  • 1.27. Ходит только на цыпочках

 

2. Пониженная тактильная чувствительность (гипочувствительность)

  • 2.1. Сстремится дотрагиваться, дотрагивается до всего и всех
  • 2.2. Чувствует чужое прикосновение, только если оно происходит с повышенной силой
  • 2.3. Не реагирует на повреждения (например, порезы или синяки), при этом не боится уколов (даже может говорить, что любит уколы!)
  • 2.4. Может не осознавать свои грязные руки или лицо или не чувствовать насморка
  • 2.5. Может проявлять самоагрессию: щипаться, кусаться или биться головой о стену
  • 2.6. Часто берёт разные предметы в рот
  • 2.7. Часто делает больно другим детям или животным во время игры
  • 2.8. Часто трогает успокаивающие себя поверхности или объекты (например, одеяло)
  • 2.9. Иищет контакта с поверхностями и материалами, обеспечивающими мощное тактильное взаимодействие
  • 2.10. Очень любит и стремится к играм, подразумевающим возню
  • 2.11. Любит вибрации или мощные сенсорные воздействия
  • 2.12. Предпочитает и просит чересчур острую, сладкую, кислую или солёную пищу

 

3. Слабое тактильное восприятие и различение

  • 3.1. Имеет трудности с мелкой моторикой (застегивание пуговиц, молний, застёжек)
  • 3.2. Может не уметь определять с закрытыми глазами, до какой части его/её тела дотронулись
  • 3.3. Может бояться темноты
  • 3.4. Неаккуратно одевается: выглядит неопрятным, не замечает, что штаны перекрутились, рубашка вылезла из-под брюк, на ботинках развязались шнурки, одна штанина поднята, а другая нет и т.д.
  • 3.5. Испытывает трудности при работе с ножницами, карандашами или столовыми приборами
  • 3.6. Продолжает брать предметы в рот для исследования даже в возрасте старше 2 лет
  • 3.7. С трудом определяет физические характеристики объектов, форму, размер, текстуру, температуру, массу и т.д.
  • 3.8. Не узнаёт объекты на ощупь. Нуждается в зрительном контакте, например, чтобы достать нужную вещь из рюкзака или парты

 

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве

Признаки вестибулярной дисфункции

 

1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)

  • 1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
  • 1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
  • 1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
  • 1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
  • 1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
  • 1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
  • 1.7. Боится отрывать ноги от земли
  • 1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
  • 1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
  • 1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
  • 1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
  • 1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
  • 1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
  • 1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
  • 1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
  • 1.16. Избегает быстрых или вращательных движений

 

2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)

  • 2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
  • 2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
  • 2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
  • 2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
  • 2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
  • 2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
  • 2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
  • 2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
  • 2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
  • 2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
  • 2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)

 

3. Слабый мышечный тонус и/или координации

  • 3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
  • 3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
  • 3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
  • 3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
  • 3.5. Быстро устаёт
  • 3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
  • 3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
  • 3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
  • 3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
  • 3.10. Не ползал в младенчестве
  • 3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
  • 3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
  • 3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
  • 3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д.  Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
  • 3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
  • 3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для  перешагивания через препятствие
  • 3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные  движения

 

Проприоцептивные чувства: информация от мышц и суставов о положении тела, массе тела, давлении, растягивании, движении и изменении положения тела в пространстве

Признаки проприоцептивной дисфункции

 

1. Поведение, направленное на поиск сенсорных контактов

  • 1.1. Старается прыгать, сталкиваться, разрушать что-либо
  • 1.2. Топает во время ходьбы
  • 1.3. Стучит ногами по столу или по стулу, сидя за партой/столом
  • 1.4. Кусает или сосёт пальцы и/или часто хрустит костяшками
  • 1.5. Любит быть плотно укутанным в одно или несколько тяжёлых одеял, особенно перед сном
  • 1.6. Предпочитает максимально тесную одежду (максимально сильно затягивает ремни, капюшон, шнурки)
  • 1.7. Любит/с энтузиазмом относится к играм, предполагающим хлопающие звуки
  • 1.8. Любит обниматься
  • 1.9. Слишком сильно стучит игрушками или предметами
  • 1.10. Любит «шумные», энергичные игры/возню
  • 1.11. Часто нарочно падает на пол
  • 1.12. Может часами прыгать на батуте
  • 1.13. В течение дня скрипит зубами
  • 1.14. Любит толкать/тянуть/тащить вещи
  • 1.15. Любит прыгать с мебели или высоких мест
  • 1.16. Часто ударяет, толкает, пихает других детей
  • 1.17. Грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.

 

2. Испытывает трудности с «дифференциацией движений»

  • 2.1. Неправильно оценивает степень сокращения и растягивания мышц при выполнении заданий/действий (например, при продевании рук в рукава рубашки или при подъёме)
  • 2.2. Не контролирует степень давления при письме/рисовании получает либо слишком бледный рисунок, либо от усилия ломает карандаш
  • 2.3. Письменные работы делает неопрятно, часто рвёт бумагу до дыр, стирая ластиком ошибки
  • 2.4. Постоянно ломает предметы и игрушки
  • 2.5. Неправильно оценивает массу предмета (например, стакана сока), который поднимает со слишком большим усилием, из-за чего сок проливается, либо со слишком слабым усилием, жалуясь на то, что предмет слишком тяжёлый
  • 2.6. Путает «тяжёлое» и «лёгкое». Держа два предмета, может не понимать, какой из них тяжелее
  • 2.7. Делает всё со слишком большими усилиями: хлопает дверями, слишком сильно нажимает на вещи, захлопывает крышки
  • 2.8. Играет с животными, прилагая слишком большую силу, зачастую причиняя им боль

 

Признаки слуховой дисфункции: (при отсутствии диагностированной проблемы со слухом)

 

1. Гиперчувствительность к звукам (слуховое защитное поведение)

  • 1.1. Отвлекается на звуки, которых остальные обычно не замечают (например, гудение холодильника, вентилятора, нагревательного прибора, тиканье часов)
  • 1.2. Пугается звука смываемой воды в унитазе (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа ботинок, лая собак
  • 1.3. Пугается или отвлекается на громкие или неожиданные звуки
  • 1.4. Беспокоится/отвлекается на фоновые шумы окружающего мира  (например, звуки сенокосилки или стройки за окном)
  • 1.5. Часто просит людей вести себя потише: не шуметь, прекратить говорить, петь
  • 1.6. Убегает, кричит и/или закрывает уши руками при громких или неожиданных звуках
  • 1.7. Может отказываться посещать кинотеатры, парады, катки, музыкальные концерты и т.д.
  • 1.8. Решает, нравится ли ему тот или иной человек, по звуку его голоса

 

2. Ослабленная чувствительность к звукам (пониженная чувствительность)

  • 2.1. Часто не отвечает на речевые обращения или не откликается на имя
  • 2.2. Любит очень громко включать музыку или ТВ; кажется, что «шумит ради шума»
  • 2.3. С трудом понимает или вспоминает сказанное
  • 2.4. Не замечает некоторых звуков
  • 2.5. Не уверен в том, откуда взялся звук
  • 2.6. Разговаривает сам с собой, выполняя задание, часто вслух
  • 2.7. В младенчестве произносил мало звуков, отсутствовал лепет
  • 2.8. Вынуждает других часто повторять указания, часто переспрашивает

 

Признаки нарушения оральной (связанной со ртом) восприимчивости

 

1. Гиперчувствительность к оральным сигналам (оральное защитное поведение)

  • 1.1. Капризен в еде, часто имеет экстремальные пищевые предпочтения (например, предпочитает ограниченный набор продуктов, только определенные сорта, наименования, отказывается от проб новой пищи, не ест в гостях)
  • 1.2. Ест только «мягкую» пищу в форме пюре после 2-летнего возраста
  • 1.3. Давится твёрдой пищей
  • 1.4. Испытывает трудности с сосанием, жеванием и глотанием, может давиться или испытывать боязнь подавиться
  • 1.5. Не желает/отказывается/очень боится посещения стоматолога или лечения зубов
  • 1.6. Может есть только горячую или только холодную пищу
  • 1.7. Отказывается облизывать конверты, марки или наклейки из-за неприятного вкуса
  • 1.8. Не любит или жалуется на зубную пасту или ополаскиватель для рта
  • 1.9. Избегает приправленных, острых, сладких или солёных блюд, предпочитает простую пищу

 

2. Сниженная чувствительность к оральным сигналам (пониженная чувствительность)

  • 2.1. Может лизать, пробовать или жевать несъедобные объекты
  • 2.2. Предпочитает пищу с сильным вкусом (например, слишком острую, сладкую, кислую или солёную)
  • 2.3. Испытывает избыточное слюноотделение после прорезывания зубов
  • 2.4. Часто жуёт волосы, одежду или пальцы
  • 2.5. Постоянно берёт всё в рот после выхода из младенческого возраста
  • 2.6. Ведёт себя так, будто любая пища имеет одинаковый вкус
  • 2.7. Всегда добавляет к пище слишком много приправ или соусов
  • 2.8. Любит вибрирующие зубные щётки и даже походы к зубному врачу

 

Признаки обонятельной дисфункции (запахи)

 

1. Гиперчувствительность к запахам (повышенная чувствительность)

  • 1.1. Отрицательно реагирует или не любит запахи, которые чаще всего не беспокоят или незаметны для других людей
  • 1.2. Говорит другим людям (или разговаривает с ними) о том, как от них плохо или необычно пахнет
  • 1.3. Отказывается принимать какую-либо пищу из-за запаха
  • 1.4. Испытывает отвращение и/или тошноту от запахов в туалете
  • 1.5. Испытывает беспокойство/раздражение от запаха духов или одеколона, бытовых запахов, запахов готовящейся пищи
  • 1.6. Может из-за неприятных запахов отказаться играть в гостях
  • 1.7. Определяет, нравится ли ему/ей новой место или кто-либо по запаху

 

2. Пониженная чувствительность к запахам

  • 2.1. С трудом отличает, не замечает или игнорирует неприятные запахи
  • 2.2. Может выпить или съесть что-либо ядовитое, потому что не замечает неприятного запаха
  • 2.3. Не может определять запахи по тестовым полоскам
  • 2.4. Не замечает запахов, на которые обычно жалуются другие
  • 2.5. Очень внимательно принюхивается при знакомстве с новыми местами, людьми или предметами

 

Признаки дисфункции обработки визуальной информации (в отсутствие диагностированного нарушения зрения)

 

1. Гиперчувствительность к зрительным сигналам (повышенная чувствительность)

  • 1.1. Чувствителен к яркому свету, косит глазами, закрывает глаза рукой, плачет и/или испытывает неудобство от света
  • 1.2. С трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает, в течение необходимого срока
  • 1.3. Легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении движение, мебель, игрушки, окна, двери и т.д.
  • 1.4. С трудом находится в ярких красочных комнатах или в полутёмных помещениях
  • 1.5. Трёт глаза, глаза слезятся, болит голова после чтения или просмотра телепередач
  • 1.6. Избегает контакта с чужим взглядом
  • 1.7. Любит играть в темноте

 

2. Пониженная чувствительность к зрительным сигналам (сниженная чувствительность или трудность с отслеживанием, различением или восприятием)

  • 2.1. С трудом различает похожие напечатанные буквы или цифры, например, Л и П, С и О,  квадрат и четырёхугольник
  • 2.2. С трудом видит «полную картинку», т.е. фокусируется на деталях или узорах
  • 2.3. С трудом находит нужные предметы среди других, т.е. бумаги на столе, вещи в ящике шкафа, продукты на полке магазина, игрушки в корзине
  • 2.4. Часто теряет место, на котором закончил переписывать текст из книги или с доски
  • 2.5. С трудом контролирует движения глаз при отслеживании движущихся объектов
  • 2.6. С трудом различает цвета, формы и размеры
  • 2.7. Часто теряет место, на котором закончил чтение или решение  математических задач
  • 2.8. При переписывании меняет местами буквы в словах или читает слова задом наперед, например, «нос» вместо «сон», «он» вместо «но» после первого класса
  • 2.9. Жалуется на «двоение в глазах»
  • 2.10. С трудом находит различия на картинках, в словах, символах или объектах
  • 2.11. Не выдерживает постоянных интервалов между словами и размер букв при письме и/или выстраивании в ряд цифр при решении математических задач
  • 2.12. Испытывает трудности при решении картинок-загадок, копировании форм и/или вырезании/отслеживании по линии
  • 2.13. Имеет склонность косо располагать текст на странице (строки вниз или вверх)
  • 2.14. Путает право и лево
  • 2.15. Легко устаёт от учёбы
  • 2.16. Испытывает трудности с пространственными связями, может натыкаться на объекты/людей или ступать мимо ступенек

 

Нарушение функции слуха обработки языковой информации

  • 1. Не может распознать источник звука
  • 2. С трудом узнаёт голоса людей
  • 3. С трудом различает звуки/слова (например, «пол» и «кол»)
  • 4. С трудом абстрагируется от других звуков, прислушиваясь к говорящему
  • 5. Раздражается громкими внезапными металлическими или высокими  звуками
  • 6. С трудом слушает, понимает и вспоминает, что говорится или читается, часто просит повторить указания и может понять или следовать не более чем двум последовательным указаниям одновременно
  • 7. Обращается к другим за подтверждением, прежде чем дать ответ
  • 8. С трудом формулирует мысли (устно или на письме)
  • 9. Часто говорит не вовремя или «не по теме»
  • 10. Если бывает не понят, с трудом может переформулировать мысль, при этом может расстроиться, рассердиться или прекратить попытки
  • 11. Имеет трудности с чтением, особенно вслух (может также страдать дислексией)
  • 12. Имеет трудности с артикуляцией и чёткостью произношения
  • 13. Зачастую улучшает способность говорить после интенсивной двигательной активности

 

Социальные, эмоциональные, игровые нарушения и дисфункция саморегуляции

 

1.   Социальные трудности

  • 1.1. Испытывает трудности при общении со сверстниками
  • 1.2. Играм с другими людьми предпочитает игры в одиночку с игрушками или предметами
  • 1.3. Трудно взаимодействует со взрослыми, трудно ведёт «осмысленный» диалог
  • 1.4. Испытывает самоагрессию или агрессию по отношению к другим
  • 1.5. Доставляет трудности другим в интерпретации своих сигналов, потребностей и эмоций
  • 1.6. Не стремится к контакту со знакомыми людьми

 

2.   Эмоциональные трудности

  • 2.1. С трудом воспринимает изменение сложившегося порядка (вплоть до вспышек гнева)
  • 2.2. Легко расстраивается
  • 2.3. Часто действует импульсивно
  • 2.4. Лучше всего ведёт себя в мини-группе или при индивидуальном общении
  • 2.5. Переживает изменчивое настроение, частые истерики и вспышки гнева
  • 2.6. Предпочитает играть в стороне, подальше от группы или просто наблюдать за играми
  • 2.7. Избегает зрительного контакта
  • 2.8. Испытывает трудности с озвучиванием собственных потребностей

 

3. Игровые

  • 3.1. Испытывает трудности с имитирующими играми (после возраста 10 месяцев)
  • 3.2. Бесцельно бродит, не занимаясь целенаправленной игрой и не исследуя пространство (старше 15 месяцев)
  • 3.3. Испытывает потребность в помощи взрослого для игры. С трудом  играет в одиночку (старше 18 месяцев)
  • 3.4. Часами занимается одним и тем же делом (например, выстраивает в ряд машинки, кубики, смотрит один и тот же мультфильм много раз и т.д.)

 

4. Проблемы с саморегуляцией

  • 4.1. Чрезмерная раздражительность, нервозность или колики в младенческом возрасте
  • 4.2. Не успокаивается при помощи соски, успокаивающего объекта или на руках у мамы
  • 4.3. Всё время просыпается в плохом настроении
  • 4.4. Требует много усилий со стороны мамы (или иного лица, осуществляющего уход) для того, чтобы уснуть (например, поглаживание по спине, по голове, укачивание, длинные прогулки, поездки в машине)

 

5. Внутренняя регуляция (интероцептивные ощущения)

  • 5.1. Ощущает жар или холод быстрее, чем другие в аналогичной обстановке, никогда не жалуется на жару или холод
  • 5.2. Испытывает трудности при экстремальных температурных условиях или при переходе от одной крайности к другой (например, зимой, летом, выход из прохладного помещения на жару, из отапливаемого на холод)
  • 5.3. Слишком быстро или слишком медленно дышит, не может переключиться с одного типа дыхания на другой в случаях, когда это требуется организму
  • 5.4. Слишком быстрое или слишком медленное сердцебиение относительно фактических нагрузок
  • 5.5. Дыхание и сердцебиение успокаиваются во время или после физической нагрузки или испуге медленнее, чем ожидалось
  • 5.6. Резкие/частые перепады настроения (от рассерженного до довольного) в течение дня без видимой причины
  • 5.7. Непредсказуемое состояние возбуждения или неспособность контролировать степень возбуждения (быстрый перепад от чрезмерной возбужденности к вялости, неустойчивость состояния между обоими состояниями, переход от гиперстимуляции к гипостимуляции за несколько часов или дней, в зависимости от вида действий, обстановки и т.д.)
  • 5.8. Частые запоры или диарея, смешанный стул в течение одного или нескольких дней
  • 5.9. Трудности при привыкании к горшку, непонимание того, когда хочет в туалет (т.е. не чувствует наполнения мочевого пузыря или позывов к дефекации)
  • 5.10. Неспособность регулировать жажду: всегда хочет пить, никогда не хочет пить, ощущения меняются то в одну, то в другую сторону
  • 5.11. Неспособность регулировать голод: всё время ест, никогда не хочет есть, не чувствует насыщения/голода
  • 5.12. Неспособность регулировать аппетит и/или постоянное чувство голода. Но, сделав «два укуса», чувствует, что наелся, а потом опять чувствует голод (склонность к нарушениям питания и /или плохому росту)
  1. Не любит, когда берут на руки или укачивают. 
  2. Кричит и/или выгибается, когда его/её пытаются держать на руках.
  3. Не нравится, когда меняют подгузники.
  4. Болезненно относится к купанию и/или попаданию на кожу брызг воды.
  5. Нарушен цикл/режим сна и бодрствования.
  6. Много плачет в течение дня (больше получаса или часа подряд).
  7. Редко улыбается, большую часть времени выглядит «грустным» или «тревожным».
  8. Имеет чёткие предпочтения в отношении взрослых с определённым энергетическим уровнем или голосом (интонацией, громкостью, низким  или высоким голосом и т.д.).
  9. Избегает зрительного контакта, с трудом фокусирует взгляд на объектах или плохо следит за ними взглядом.
  10. Не любит резкие движения и/или наклоны головы или всего тела.
  11. Не любит, когда раскачивают.
  12. Не любит движение в пространстве (качание, подпрыгивание или подбрасывание в воздух).
  13. Не откликается на имя или знакомый голос.
  14. Не успокаивается обычными способами, можно успокоить ЕДИНСТВЕННЫМ способом, например, поездкой на машине.
  15. Проблемы с кормлением грудью.
  16. Проблемы с сосанием, жеванием или глотанием.
  17. Плохо переносит новую пищу.
  18. Давится или реагирует тошнотой при приёме твёрдой пищи кусочками или набора различных продуктов (очень ограниченная диета для своего возраста).
  19. Не замечает, что подгузник влажный или грязный.
  20. Безутешно плачет, пока не сменят влажный или грязный подгузник.
  21. Предпочитает оставаться без одежды.
  22. Сильно тревожится при расставании.
  23. Резко раздражается много раз в день.
  24. Не любит солнечный или яркий свет.
  25. Беспокоится в публичных местах, особенно там, где шумно и много людей.
  26. Не любит игры с регулярными интерактивными движениями (например, ку-ку, ладушки и т.д.)
  27. Не замечает новые игрушки и/или не хочет с ними играть.
  28. Использует только одну руку для манипуляции предметами и исследования игрушек и/или не может перекладывать игрушки из руки в руку.
  29. Не может стучать игрушкой об игрушку или хлопать в ладоши.
  30. Большую часть времени держит ручки зажатыми в кулачки и закрытыми.
  31. Беспокоится, если стало грязным лицо или руки.
  32. Безутешно плачет, если остаётся с незнакомыми или малознакомыми людьми.
  33. Очень поздно начинает говорить, ходить, показывать пальцем, улыбаться, держать бутылочку, спать всю ночь, манипулировать/играть в игрушки и т.д.
  34. С трудом переходит на твёрдую пищу.
  35. Не может удерживать или использовать предметы или приспособления, которые должен удерживать/использовать в своём возрасте (ложка, чашка, игрушки).
  36. Регулярно избегает определённых продуктов, пищевых категорий, продуктов определенной консистенции, температуры, целых групп продуктов и т.д.
  37. Чрезмерно срыгивает или имеет аллергию на пищу, детские смеси.
  38. Не замечает издаваемых другими звуков.
  39. Страдает частыми инфекциями ушей.
  40. Чувствителен к звукам, которых другие не замечают.
  41. Трудно вовлекается в игру. Наблюдает, но не взаимодействует со сверстниками или взрослыми.
  42. Боится и/или не любит оборудование на детской площадке.
  43. Не любит детские качели, прыгунки, коляски, катание на машине и т.д.
  44. Не кладёт игрушки в рот, не исследует их ртом.
  45. После прорезывания зубов всё время держит что-нибудь во рту или жуёт край одежды, грызёт руки, пальцы.
  46. Давится или страдает тошнотой, если в рот попадают какие-либо предметы.
  47. Избегает определенных категорий игрушек (например, вибрирующих, мягких, игрушек с грубой или шероховатой фактурой, скользких, ярких и т.д.).
  48. Чувствует себя подавленным, плачет, засыпает при сенсорной нагрузке.
  49. Отказывается принимать определённые положения (например, лежать на животе, на спине, сидеть и т.д.).
  50. Остаётся подолгу в одном положении и чувствует себя неудобно, перейдя в другое. При самостоятельном движении с трудом переходит в другую позицию (трудно, неловко).
  51. Вы всё время пытаетесь опередить малыша на шаг. Пытаетесь контролировать окружающую среду и «предупреждаете» людей о том, что можно делать, а что нельзя, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.
  52. Не спит больше 30 минут подряд, часто просыпается ночью, не может самостоятельно вернуться ко сну.
  53. Слишком много спит, очень мало времени бодрствует, играет, отвечает на внешние раздражители, вступает во взаимодействие.
  54. Трудно просыпается.
  55. Для сна нуждается в определённом звуке (например, вентилятора, звуков природы, шумов, музыки и т.д.).
  56. Не заснёт, если слышит хоть какой-то шум.
  57. Просыпается с солнцем.
  58. Не может нигде заснуть, кроме дома, в знакомой обстановке.
  59. Нуждается в помощи, чтобы уснуть (укачивание, подпрыгивание, пение, потирание спинки и т.д. в течение длительного времени).
  60. Чувствует неудобство без плотного пеленания, а в более старшем возрасте нуждается в тяжёлых одеялах, мягких игрушках или узких пижамах, чтобы создался определённый вес, давление для засыпания.
  61. Легко и быстро меняет настроение. Легко отвлекается, если чем-то расстроен, быстро «справляется» с проблемой. Успокаивается с помощью любимой игрушки/лица/звука.
  62. Слишком привязан к пустышке.
  63. Никогда не привязывался к одному объекту, будь то одеяло, мягкая игрушка, пустышка, большой палец и т.д.
  64. Не тянется и не удерживает игрушки (особенно шершавые/ с неровной поверхностью).
  65. Сжимает ручку в кулак, если мимо неё проносится игрушка, либо немедленно бросает предмет при попытке вложить его в руку.
  66. Когда начинает ходить, ходит только на цыпочках, никогда не ставит ступню полностью на пол.
  67. Тревожится, ощущая грубые материалы под собой.
  68. Не ползает прежде, чем начать ходить (или ползает мало/не так как все).
  69. Обожает движение, чувствует себя плохо, если не двигается, если его/её не качают. Постоянно раскачивается.
  70. Не играет в общие игры со взрослыми, знакомыми.
  71. Часто занят повторяющейся бессмысленной игрой с одним-двумя предметами.
  72. Не может переключаться на другие задачи или участвовать в ежедневных действиях, расстраивается при переключении с одного действия на другое.
  73. Часто расстраивается от непонимания взрослыми своего языка, жестов, сигналов.
  74. Часто бьется головой, кусается, щипается, причиняет вред себе или другим.
  75. Часто ломает игрушки.
  76. Не бывает ласков с животными.
  77. Имеет нарушенную координацию, часто натыкается на предметы.
  78. Не может заострить внимание на игре, воспитателе или игрушке достаточно долго, чтобы вступить во взаимодействие (для своего возраста).
  79. Бесцельно бродит, слишком часто и подолгу выполняет бессмысленные действия, например, кружится, качается и т.д. Не интересуется игрой и не использует то, что нужно для целенаправленной игры.

Описаны тревожные сигналы, которые могут указывать на какие-либо задержки развития. Список разбит на несколько категорий (тонкая моторика, крупная моторика, социальные/эмоциональные аспекты и т.д.). Список поможет определить, когда ребёнку требуется раннее вмешательство или развивающие занятия.

Следует учитывать, что каждый ребёнок развивается в своём темпе и приобретает необходимые навыки по-разному. Если ребёнок должен иметь 25 навыков к возрасту 18 месяцев, то отсутствие 1-2 навыков не обязательно означает, что у малыша проблемы. Однако родители ребенка должны уметь распознавать проблемы, требующие вмешательства.

1. Крупная моторика

Мой ребёнок:

  • 1.1. Не переворачивается на живот к 7 месяцам
  • 1.2. Не поднимается на ручках, не поднимает голову и плечевой пояс, лежа на животе, к 8 месяцам
  • 1.3. Не может самостоятельно сидеть к 10 месяцам
  • 1.4. Не ползает (по-пластунски, на животе) к 10 месяцам
  • 1.5. Не ползает (на четвереньках) к 12 месяцам
  • 1.6. Не может прямо сидеть в детском стульчике к 12 месяцам
  • 1.7. Не подтягивается, чтобы встать, к 12 месяцам
  • 1.8. Не может самостоятельно стоять к 14 месяцам
  • 1.9. Не может ходить к 18 месяцам
  • 1.10. Не прыгает к 30 месяцам
  • 1.11. Не может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице к 30 месяцам
  • 1.12. Опирается руками на тело, чтобы встать
  • 1.13. Ходит только на носках, полностью не встаёт на ступню
  • 1.14. Часто падает/спотыкается без явных причин
  • 1.15. Продолжает ставить ноги носками внутрь к 2 годам
  • 1.16. Необычно ползает

2. Тонкая моторика

Мой ребёнок:

  • 2.1. Часто держит руки в кулачках после 6 месяцев
  • 2.2. Не поднимает обе руки к срединной линии (центру тела) к 10 месяцам
  • 2.3. Не сталкивает объекты к 10 месяцам
  • 2.4. Не хлопает в ладоши к 12 месяцам
  • 2.5. Не выпускает вещи из рук намеренно к 12 месяцам
  • 2.6. Не может наклонить и удерживать бутылочку самостоятельно и поднимать ее, не ложась, к 12 месяцам
  • 2.7. К 18 месяцам продолжает хватать карандаш всей рукой
  • 2.8. Не использует захват большим и указательным пальцами к 18 месяцам
  • 2.9. Не имитирует рисование вертикальной линии к 24 месяцам
  • 2.10. Не может работать ножницами к 30 месяцам
  • 2.11. Использует только одну руку, чтобы выполнить задания
  • 2.12. Не может двигать/разжать пальцы на одной руке
  • 2.13. Пускает слюни при выполнении заданий, требующих высокой концентрации внимания
  • 2.14. Совершает нескоординированные или порывистые движения при выполнении действий
  • 2.15. Делает штрихи карандашом либо слишком жирные, либо слишком лёгкие, невидимые

3. Когнитивные способности

Мой ребенок:

  • 3.1.Не имитирует движения тела на кукле к 15 месяцам (поцеловать куклу, покормить куклу);
  • 3.2. Не может рассортировать два набора предметов по группам к 27 месяцам (например, кубики – в один контейнер, солдатики – в другой);
  • 3.3. Не может повторить действие по памяти к 27 месяцам (например, показать, как чистить зубы);
  • 3.4. Не может рассортировать два набора объектов по цвету к 31 месяцу;
  • 3.5. Нспытывает трудности с решением задач во время игр, по сравнению со  сверстниками;
  • 3.6. Не замечает изменений в окружении и распорядке дня.

4. Сенсорная информация

 Мой ребенок:

  • 4.1. Очень беспокойно себя ведёт, всё время ходит, очень мало внимания уделяет выполнению заданий
  • 4.2. Часто бывает вялым и пассивным (как будто устал), медленно реагирует всё время, даже после сна)
  • 4.3. Избирателен в еде
  • 4.4. Не замечает боли (не плачет, не пугается, не показывает никакой реакции на повреждение)
  • 4.5. Боится качаться/двигательной активности; не любит быть  перевёрнутым вверх ногами
  • 4.6. С трудом учится новым движениям (планирование моторных функций)
  • 4.7. Тяжело успокаивается
  • 4.8. Постоянно находится в движении, даже когда сидит
  • 4.9. Не имеет совсем или имеет слабый зрительный контакт
  • 4.10. Часто прыгает и/или специально падает на пол/ударяется о предметы
  • 4.11. Ищет возможность упасть, не заботясь о собственной безопасности или безопасности других
  • 4.12. Постоянно дотрагивается до всего, что видит, включая других детей
  • 4.13. Имеет сниженный тонус (вялое тело, как тряпка)
  • 4.14. С трудом переключается с занятия на занятие или с места на место
  • 4.15. Чрезмерно расстраивается при изменении привычного порядка вещей
  • 4.16. Не любит купание и гигиенические процедуры (чистка зубов, причесывание волос, стрижка волос, ногтей)
  • 4.17. Боится/испытывает отвращение/избегает трогать такие объекты и предметы как трава, песок, ковер, краска, пластилин и т.д.

5. Зрение

Мой ребёнок:

  • 5.1. Не имеет зрительного контакта с другими детьми или держит предметы на расстоянии ближе 7-10 см от одного или обоих глаз
  • 5.2. Не тянется к близко расположенному объекту

6. Слух

Мой ребёнок:

  • 6.1. Не откликается на голос знакомых ему людей
  • 6.2. Не реагирует на звук колокольчика или других предметов, издающих звуки
  • 6.3. Не реагирует должным образом на шумы разной громкости
  • 6.4. Не лепечет

7. Навыки самообслуживания

Мой ребёнок:

  • 7.1. Испытывает трудности с откусыванием и/или разжевыванием пищи
  • 7.2. Долго жует и/или глотает
  • 7.3. Регулярно закашливается/давится во время или после еды
  • 7.4. Изменяет голос во время/после еды (т.е. издаёт булькающие звуки или  похрипывает при разговоре)
  • 7.5. С трудом переходит от одного этапа приёма пищи к другому
  • 7.6. Не ест самостоятельно, беря еду пальцами, к 14 месяцам
  • 7.7. Не пытается использовать ложку к 15 месяцам
  • 7.8. Не берет в руки и не пьёт из обычной открытой чашки к 15 месяцам
  • 7.9. Не может снять шапку, носки или рукавички по просьбе к 15 месяцам
  • 7.10. Не может самостоятельно помыть руки или лицо к 19 месяцам
  • 7.11. Не помогает одевать себя (за исключением застёжек на одежде) к 22 месяцам
  • 7.12. Не может расстегивать крупные пуговицы, кнопки и шнурки к 34 месяцам

8. Социальные/эмоциональные/игровые навыки

Мой ребёнок:

  • 8.1. Не улыбается в возрасте 4 месяца
  • 8.2. Не поддерживает зрительный контакт, выполняя какие-либо действия или общаясь со сверстниками и/или взрослыми
  • 8.3. Не предпринимает действий для завоевания социального внимания к 12 месяцам
  • 8.4. Не имитирует чужие действия и движения к 24 месяцам
  • 8.5. Не играет в ролевые игры к 24 месяцам
  • 8.6. Не демонстрирует навыки правильной игры с объектом (т.е. вместо того, чтобы вынимать предметы из контейнера, оставляет их в контейнере и перебирает их пальчиками)
  • 8.7. Фиксирует внимание на качающихся и вращающихся предметах (например, волчок, игрушки, машинки)
  • 8.8. Пытается крутить предметы, которые обычно не крутятся
  • 8.9. Испытывает большие трудности с выполнением заданий
  • 8.10. Чрезмерно расстраивается при смене или переходе от одной активности к другой
Территория речи – 2018
Разработка сайта Wedal
В начало